Бюджет CRM: как составить и не сесть в лужу

бюджет crmКак и любой другой проект, внедрение CRM-системы зависит от одного важного документа – бюджета CRM. В сегодняшней статье мы коснемся вопроса грамотного составления бюджета, а также обязательных пунктов, от которых этот бюджет зависит.

Бюджет CRM нужен для грамотного планирования финансовых ресурсов. Чтобы составить подобный бюджет, вы должны, по крайней мере, охватить пять предметных областей.

Возврат на инвестиции. Вы должны точно знать, каким образом CRM начнет приносить прибыль вашей компании. CRM-система заточена на управление продажами и клиентской базой. Начав систематизировать процессы продаж и грамотно использовать данные о покупателях, вы сможете отбить все вложения в ее внедрение.

Управление рисками. Вообще, в любом проекте должно быть управление рисками. В случае внедрения CRM, мы говорим о человеческом факторе, сроках, стоимости и управленческих решениях. В зависимости от конкретной компании, риски будут варьироваться.

Дополнительные услуги. Если вдруг ранее вы не имели опыта внедрения CRM в свой бизнес или бизнес клиента (в случае, если вы консультант или интегратор), легко упустить из вида потребность в дополнительных услугах.Такими услугами могут быть сопровождение и перенос данных, техническая поддержка, обучение персонала, разработка дополнительных модулей и виджетов.

Технология. Выбор неправильной CRM-технологии, будь то аппаратное или программное обеспечение, также сильно влияет на ваш бюджет. Сей факт заключается не только в том, что нужно модернизировать или полностью поменять неподходящее оборудование, которое устарело или не подошло вашим сотрудникам.Смена бюджета является негативным фактором для каждой из сторон. Однако теперь у вас есть преимущество ретроспективного анализа, поскольку вы пересматриваете весь проект с нуля.

Внедрение. Есть три пути внедрения CRM-системы (как и почти любой другой ИС): самостоятельно, с помощью консультанта или с компании-интегратора.
При самостоятельном внедрении вы сами решаете сколько средств заложить в премии вашим сотрудникам либо проектному персоналу, который не работает у вас на постоянной основе. Консультант уже приходит с готовым чеком и в большинстве случаев лишь сопровождает проект и помогает с созданием документации. Интегратор оценивает проект в целом и рассчитывает конечную стоимость, исходя из стоимости рабочего часа (хотя это не единственная методика).

 

Окей, каким образом вы собрали данные, чтобы сформировать бюджет CRM? Вы полагаетесь на слова различных поставщиков CRM, которые скорее всего не будут рисовать всю картину, чтобы не отпугнуть вас преждевременно? Звоните ли вы в сторонним CRM-консультантам? А может скачиваете кучу электронных книг, whitepapers или видеороликов из Интернета?

 

Бюджет CRM: как он формируется

бюджет crm

Для создания бюджета необходимо проанализировать следующие факторы

Стоимость самой системы

Есть решения,которые предлагают пакетированную стоимость. Стоимость других зависит от количества сотрудников, занятых в системе. Обязательно учитывайте валюту, в которой предалагется покупка системы.

Если у вас малый или средний бизнес, то самым оптимальным вариантом будет «облачная» система.  Также существуют беслпатные CRM, о которых мы писали ранее.

Кто будет внедрять

Кто может внедрять CRM? Ваши сотрудники, сторонний консультант или интегратор. Если внедрением занимаются сотрудники, то вы можете выписать им премию либо заплатить доли от бюджета всего проекта.

У консультанта и интегратора существуют  готовые прайсы, с которыми вы и знакомитесь во время выбора подрядчика. Конечно, можно обратиться и к фрилансеру. Однако большинство фрилансиров работают без юр лица или ИП, а следовательно не могут вам ничего гарантировать.

И, конечно, не следует выбирать самый дешевый вариант. Есть риск, что работы сделают некачественно.

Дополнительные работы

Во многих случаях помимо оплаты CRM, нужно учесть дополнительные работы. Это может быть разработка уникальных модулей, обучение персонала или интеграция со сторонними системами. На момент составления бюджета желательно иметь список дополнительных работ и границы по бюджету.

Подушка безопасности

Желательно иметь порядка 20-30% бюджета прозапас. Совсем необязательно,что вы будете его тратить, но подстраховаться стоит.

 

Итоги

Как итог, бюджет CRM — центральный документ, который показывает вашизадачи и соотносит их с возмодностями по внедрению. Не скупитесь на бюджет, лучше один раз заплатить профессионалам, чем потом исправлять ошибки в надежде сэкономить.

The following two tabs change content below.
Директор агентства "Salecontent". Занимаюсь стратегией и развитием агентства. Связаться со мной: kir@salecontent.ru

Комментарии:

Вверх